Вы находитесь здесь: События - интервью  •  короткая ссылка на этот документ  •  предыдущий  •  следующий

Событие
Когда: 2007 12 февраля    Лунный день: 25-й день Луны (ссылка ведет на описание системы расчета лунных дней)
Название: Пресс-конференция после концерта в гостевой Театра Оперы и Балета. г.Красноярск
Комментарий:

Борис Гребенщиков и "Аквариум" в Красноярске
"Еще один упавший в Енисей"

Как это звучало? Извините за банальность, за иссякший словарный запас - так, как это должно звучать. Электрические вещи - громко, ритмично, жестко, порой агрессивно. Акустика - тихо, проникновенно, нежно.

Один из основных упреков, предъявляемых Гребенщикову с начала 90-ых - дескать, исчез настоящий "Аквариум", а вместо него появилась группа наёмных аккомпаниаторов, беспрекословно подчиняющихся своему художественному руководителю. Вообще-то достаточно услышать парочку концертных гитарных соло Игоря Тимофеева ("скажем, в "Дуй, Ветер, Дуй" и "Вавилоне"), чтобы этот упрек съёжился, усох и отпал естественным образом. Замечу также, что у нынешнего состава "Аквариума" есть одна удивительная особенность - он может сыграть практически любую песню из 80-ых и 90-ых, не выглядя при этом "матросами, реставрирующими старинную мебель".

Многочисленные отклики моих друзей и знакомых после концерта состояли из двух частей. Часть первая: "Круто! Супер! Лучший концерт в Красноярске за последние три года!" Часть вторая: "Только зачем они, балбесы, вспомнили эту ....?! И эту...? (далее - у каждого свой набор, так сказать, менее любимых песен). Лучше бы вместо них сыграли..." - и далее у каждого свои дополнения к сет-листу, песен этак десять.

Да я и сам с удовольствием послушал бы (в который уж раз!) "Трамонтану" и "Беспечного Русского Браддягу", чтобы вновь встретить восторженным воплем строчку "я упал в Енисей...". "Полярников" охотно заменил бы на... ну, скажем. "Камни В Холодной Воде" (очень хочу услышать гитару Тимофеева именно в этой вещи), а "Небо Становится Ближе" - на "Тему Для Новом Воины", "Сны О Чём-то Большем" или "Девушек", которые танцуют одни. И, пожалуйста, к следующему концерту отрепетируйте "Глаз", "Она Может Двигать", "Последний День Августа" и "Сутру Ледоруба"- для меня, персонально!

Но всё это уже частности, детали, причуды и странности наших вкусов, привязанностей и желаний. Одно из самых главных ощущении, точнее, послевкусий от концерта - для сегодняшнего "Аквариума" уже не существует 70-ых, 80-ых, 90-ых, "нулевых". Они были, они остались нам на компакт-дисках, видеокассетах, DVD и mpЗ, но сегодня, когда группа выходит на сцену, все эти великие эпохи уже не имеют никакого значения. Потому что есть сегодняшний "Аквариум" - по меткому замечанию Игоря Тимофеева, "живой организм, который здесь и сейчас". Играющий то, что считает нужным и должным играть сегодня, и не пытающийся скрупулезно реконструировать то, что нравилось нам в ушедших временах.

- А из "Русского Альбома" так ничего и не будет. Борис Борисович?
- Ну, почему же? Одна фракция в группе сейчас активно лоббирует песню "Елизавета".
- А много ли в группе фракций. Борис Борисович?
- Зависит от времени суток!

Две сравнительно новых, ещё не записанных в студни песни - "Аригато" и "Дуй. Ветер, Дуй". И если "аригато, мама-сан!" при всей своей легкости, мелодичности и остроумии всё-таки производит впечатление песни, опоздавшей на поезд "Zoоm Zoom Zoom", то "Дуй, Ветер, Дуй" - это уже что-то новое, что-то серьёзное, большое и мощное. Настолько мощное, что я уже начинаю опасаться за дальнейшую студийную судьбу чтой песни, припоминая поучительные истории "Царя Сна", "Мальчика Золотое Кольцо", "Сутры Ледоруба" и "Камней В Холодной Воде".

По свидетельству очевидцев, в Новокузнецке, Барнауле н Новосибирске всё тоже прошло очень хорошо, но особенно удачным был концерт в Томске. В клубе с крайне неудобной сценой, со сложным, трудноуловимым звуком, постоянно "убегающим" от музыкантов и "заводящим" микрофоны. "Аквариум" сыграл едва ли не лучший концерт своего сибирского мини-тура. Во всяком случае, самый жесткий и отвязный. Надеюсь, те, кто вечером 21-го февраля пришел во МХАТ, заметили, что для них играла группа, слегка одичавшая на бескрайних сибирских просторах.


Помимо песен, цветов и аплодисментов, вопросов и ответов тоже было много - и на пресс-конференции, и после. Самое интересное - вашему вниманию.

- Можно начать с глупого вопроса? Кто" на ваш взгляд" круче - Джулиан Леннон или Джейкоб Дилан?

- Одинаково спокойно отношусь к обоим. Пусть живут, но музыкой своей они меня пока не потрясли.

- Электрический и акустический блоки новой концертной программы могут претерпеть существенные изменения за счёт старых вещей?

- Этого никто не знает. Мы сегодня первый раз все это играли, придумывали по ходу дела. Программа, собственно, сегодня задумывалась другая; она претерпевала изменения прямо по ходу концерта. Я не считаю эту программу какой-то "специальной", "юбилейной", "к 350-летию группы". Просто мы сейчас выпускаем невыпущенный альбом 89-го года "Феодализм"; 21-го февраля в Москве он уже должен продаваться. Поэтому из тех времён всплыли многие песни, о которых мы надолго забыли.

- Почему эти записи пролежали на полке 18 лет?

- Мы очень хотели издать этот альбом тогда, но у нас не хватило ни сил, ни энергии, ни... чего-то еще, наверное. А сейчас мы наконец-то собрали вес эти песни под одной обложкой, приблизительно в том виде, в котором я хотел это сделать тогда.

- Вам не кажется, что нынешнюю концертную программу нужно обязательно отснять для издания на DVD, но не так пафосно, как 25- и 30-летие "Аквариума", а в зале вместимостью не более тысячи человек?

- На самом деле её нужно снимать в маленьком клубе - где настоящий звук и прошибает до костей. И по лицам пот струится.

- Вопрос Игорю Тимофееву - сложно ли в старых песнях отойти от тех "ходов", которые играли Александр Ляпин и Алексей Зубарев? Особенно в таких вещах, как "Рок-н-Ролл Мёртв", "Небо Становится Ближе", "Центр Циклона"?

Игорь Тимофеев: Я не ориентируюсь на то, что было раньше. "Аквариум" - это живой организм, который здесь и сейчас. Я скорее, реагирую и отвечаю на то, что происходит в данный момент на сцене, в данном концерте. Это не зависит от того, что когда-то было. Те гитаристы, которые играли в группе до меня - они, наверное, делали всё хорошо...

БГ: В своё время - прекрасно!

Борис Рубекин: В общем, мы их "ходы" не "снимали".

- Вопрос о вашей радиопрограмме "Аэростат" - бывает так, что вы не ставите песни каких-либо музыкантов и групп только потому, что лично у вас они не вызывают никаких эмоций? То есть поставить бы надо, люди заметные, даже великие, но вот не лежит душа!

- Бывает и такое. Весь блюз, например.

- И чёрный, и белый?

- Ну, белого блюза, на мой взгляд, вообще не существует. Из блюзменов у меня в одной из будущих программ будет Бёрнсайд, и один раз был, кажется, Мадди Уотерс. Хотел поставить ещё кого-нибудь, но моя природа меня остановила. В рок-мейнстриме я тоже многих не трогаю. Клэптона, например, вообще не трогал, поставил только пару песен "Cream". Те же "Pink Floyd" у меня были только один раз.

- Два вопроса о фестивале "Остров Света". Во-первых, почему все получилось... мягко говоря, так, как получилось? И, во-вторых, неужели нельзя было пресечь всю эту хлестаковщину со стороны господина Диброва" с "приглашением" на фестиваль то Лу Рида, то Питера Гэбриела, то Боба Дилана, то чуть ли не "Rolling Stones"...

- Я пытался его остановить в течение года, но, видимо, Диме это было зачем-то нужно. Ответ на первый вопрос - спонсоры не подтянулись. Димка просто не смог достать денег.

- Ситуация с "Островом Света" и программой "ПроСвет" не навела вас на мысль, что тем, у кого сегодня в России есть власть и деньги, культура нужна даже в меньшей степени, чем коммунистам? И вообще что-то мало-мальски интересное и живое их страшно пугает...

- Абсолютно верно. Но, по большому счёту, дело не в них, а дело в самом народе, частью которого мы, кстати, являемся. Статистика показывает, что обычно трем процентам народа что-то нужно, а остальным девяносто семи не нужно ничего, кроме возврата на старые места. И народ успешно возвращается на старые места, а те, у кого есть деньги, с удовольствием ему в этом помогают. Смотрите - в 60-ые годы даже в Америке, которая была значительно более продажна, чем мы сейчас, продавалась музыка, которая ну никак не могла называться коммерческой. Простите, пластинка "Флойда" с коровой на обложке...

- "Atom Heart Mother"?

- Да-да! Она была в чартах, на первых местах, но если послушать её сейчас - нельзя себе представить, что это вообще можно слушать!

- "А Passion Play", самый "завёрнутый" альбом "Jethro Tull" - 1-ое место в американском альбомном чарте в 73 г.

- Да, и тогда это продавалось. И, естественно, тет кто продают и покупают, с удовольствием этим торговали. И если бы у нас сейчас сложилась ситуация, тогда были бы безумно талантливые люди десятками, и миллионы людей хотели бы их слушать...

- Но вместо "Pink Floyd" и "Jethro Tull" на Западе сейчас с успехом продаются Бьорк и "Radiohead".

- Продаются, но не в таких тиражах.

- Тем не менее, там всё равно остаётся ниша и для Ричарда Томпсона, и для Джона Кейла, и для Робина Хичкока, и для тех же "Jethro Tull".

- Ниша осталась и для нас, и мы более-менее существуем. Дело всегда в народных массах и в том, куда их сейчас клонит ветер. В данный момент ветер их клонит в сторону "музыкальных обоев". ОК - на это повлиять нельзя. А ниша всё равно останется - и для нас, и для Томпсона, и для "Radiohead" и для "Tequilajazzz".

- Ваши впечатления от "Острова" Павла Лунгина?

- Единственный русский фильм за последние тридцать лет, за который мне не стыдно, который привел меня в восторг. Я его посмотрел два раза подряд, и буду смотреть ещё.

- Прошлогодний альбом "Беспечный Русский Бродяга" был очень тепло встречен слушателями и критиками. Но вам не кажется, что, несмотря на присутствие в нём отличных песен, где-то после "Головы Альфреда Гарсии" альбом явно рассыпается на отдельные треки? А с учетом "постскриптума" вообще превращается в очередную "Библиотеку Вавилона", "архив "Аквариума", том N..."? Так было задумано изначально, или этого просто не удалось избежать?

- Так получилось, и получилось с полного нашего согласия. Практически, так даже задумывалось.

- А почему, на ваш взгляд, самой "кислой" реакция музыкальной общественности была именно на альбом "Zoom Zoom Zoom" - самый весёлый, самый цельный и, на мой вкус, самый удачный из поздних альбомов "Аквариума"?

- Как сказал мой друг Саша Липницкий: "Страшно далека эта музыка от нашего народа". Ну не хотят они веселой музыки!

- Студийный процесс в "тропилловскую" эпоху и после - что больше давит на группу? Необходимость лезть в нелегальную студню на третий этаж по водосточной трубе или денежный счётчик, который тихо и неумолимо тикает?

- Вот на нас это не давит. Это давит только тогда, когда мы записываемся в какой-нибудь английской студии; тогда это сильно вводит в рамки. И то - мы ухитряемся даже там тратить время на всё, на что захотим, и даже не на то, на что нужно. Это всё зависит от настроения музыканта.

- Акустическая гитара "Мартин", которую вам в Нью-Йорке посоветовал купить Лу Рид, и по сей день "жива"?

- Жива, дома стоит. Более того, я на ней недавно одну новую песню написал.

- "The Long Way Home", "Долгий Путь Домой", американский документальный фильм о временах "Radio Silence, недавно был издан на DVD с очень любопытными дополнительными материалами, среди которых - видеоклипы на заглавную "Radio Silence" и "Postcard". Вы помните обстоятельства, при которых эти клипы снимались?

- Прекрасно помню.

- "Синяя комната", в которой вы играете на гитаре в клипе "Radio Silence", реально существовала или была оборудована в павильоне?

- Комната была абсолютно реальной - это отель где-то в районе 160-ой улицы.

- А "Уткина заводь", на берегу которой выиграете на гитаре?

- Это где-то на берегу океана, тоже в Штатах, всё там снималось. Как назывался клуб, в котором снимали клип "Postcard", я уже не помню, но это тоже где-то в Ныо-Норке.

- Когда сегодня смотришь "Аквариум. Концерт.", тоже присутствующий среди дополнительных материалов на "The Long Way Home", ловишь себя на мысли - всё, это "потолок", высшая точка того состава "Аквариума". Тогда, в 88-ом, у вас было подобное чувство, или оно появилось значительно раньше?

- И тогда, и раньше. Учитывая, что тогда всё менялось каждые полгода... после смерти нашего скрипача Саши Куссуля всё начало меняться с ужасающей скоростью. Такое было время.

- Не было мысли сохранить ту группу таким же образом, как много лет существовали "Who" или "Grateful Dead"? Новые песни не пишутся - ничего страшного, группа просто играет концерты и ждёт того момента, когда вновь начнёт складываться новый материал.

- А это скучно - просто играть концерты. И потом, после "Равноденствия" мы всё-таки успели написать два альбома. Другое дело, что мы тогда не сумели их записать как надо, но песен-то появилось на два альбома.

- Скучно - прежде всего потому, что старая группа встаёт на пути у новых вещей, мешает им появиться на свет?

- Нет, даже не поэтому. Просто когда живешь, не задумываешься о том, как это происходит. Вот, есть люди, с которыми хочется что-то делать вместе. Но по разным причинам это - то так не получается, то эдак не получается, и ты стараешься всеми силами до тех пор, пока всё это не разлетается само. Это естественный ход вещей.

- Вы уже послушали новый альбом "СПЛИНа" "Раздвоение Личности"?

- Я послушал этот альбом раз пять, пока они его делали. Я очень трепетно отношусь к Сашке и ребятам, и очень хочу, чтобы у них продолжало получаться и дальше. А этот альбом вызывает очень интересные ощущения, но они, к сожалению, совершенно не для прессы. Скажем так, в некоторых состояниях он слушается отлично.

- А что сейчас, в данный конкретный момент у вас в "i-pod"?

- Там у меня сейчас на так уж много музыки, гигабайт тридцать - далеко не всё из того, что мне хотелось бы с собой взять. Последние полторы недели много слушаю группу "Lunasa" - я её недавно для себя открыл, это кельтская музыка. А сегодня, часа в 4-5 утра я из любопытства прослушал два альбома Джорджа Харрисона, которых не слышал лет 10-15. Просто изучал, как они записаны.

- Вопросы, навеянные внезапной смертью Ильи Кормнльцева - вы помните свое первое знакомство с уральской музыкой?

- "Наутилус" в Ленинградском дворце молодёжи в 88-ом году.

- У вас тогда не возникло ощущения, что из Свердловска идет музыка очень сильная, талантливая, мощная, и при этом в своей сути, в самой своей сердцевине, в своём главном посыле - абсолютно бесчеловечная и жестокая? И ведь во многом это шло именно от Кормильцева...

- Абсолютно согласен. Правда, тет кто писали без Ильи, ушли, скажем так, не очень далеко. Значит, там такие духи местности. Навеивают именно это, всю эту жестокость. Нет, когда я услышал "Наутилус" в первый раз, я страшно порадовался тому, что есть такие люди. И абсолютно не анализировал их песни. То, о чем ты говоришь - я об этом задумался спустя лет пять, и тоже поразился.

- Черный флаг, череп-кости - с чем связано увлечение пиратской атрибутикой на концертах?

- С констатацией факта. На самом деле это добрая атрибутика; если вы посмотрите повнимательнее, найдёте её в каждой церкви. Это Адамова Голова, которая лежит под распятием. Так что можно считать, что у нас очень христианский символ.

- А "двойник" пиратских песен "Rogues Gallery... "вам понравился?

- Очень хорошие песни - тем более там все знакомые играют. Кстати, скоро выйдет второй "двойник".

- Вы приняли участие в записи песни "Рок-н-Ролл" - "АЛИСА" и все-все-все?

- Да, Костя нам на студию эту плёнку привез, и я в нужном месте записал свой голос.

- Что побудило вас поучаствовать?

- Просто Костя - человек очень хороший. Я не мог и не хотел ему отказывать, потому что я к нему очень тепло отношусь. Людей, которые что-то делают, нужно ценить, даже если они порой делают что-то, что тебе не нравится. Не так уж много осталось людей, которые настоящие песни пишут.

- Вам понравилось, как Дэвид Браун н "Brazzaville" переработали "Звезду По Имени Солнце"?

- Я слышал про то, что они это сделали, но не слышал саму запись. Но, знаете, как на Руси говорят: "Нож в печень - Цой вечен!" Думаю, у "Brazzaville" эга вещь тоже звучит нормально.

- Продолжается ли ваше сотрудничество с "Международной Амнистией"?

- Да, недавно ещё кого-то выпустили.

- Среди подписанных вами петиций - письмо о строительстве в Барнауле убежища для женщин, пострадавших от домашнего насилия. Почему именно в Барнауле?

- Они принесли мне на подпись уже готовое письмо. Но если бы спросили меня, я бы выбрал другой город для строительства такого убежища. Я бы выбрал Москву.

- Вам встречались интервью с музыкантами, которые, скажем так, что-то существенно добавляли ли бы к песням и музыке?

- Гениальный вопрос! Абсолютно гениальный. (после длительной паузы) Скорее всего, нет. Были очень хорошие интервью с Робертом Фриппом - когда он после первого роспуска "King Crimson" начал всю эту сольную "мутотень". Очень длинные интервью, я их читал с большим интересом. Но к музыке это, конечно, ничего не добавило. С Брайаном Ино - может быть, я узнал что-то насчёт его технических подходов. Но, опять же, это ничего не добавило к музыке, Я думаю, что ничего и не может добавить. Вообще, лучше всего, когда никто ничего не говорит.

- И не спрашивает?

- А это уже дело человека - отвечать или нет. Я вынужден отвечать, потому что думаю - а вдруг я скажу что-нибудь - что кому-нибудь пригодится?
АНДРЕЙ ШЕВЕЛЁВ
P.S. Особое спасибо "Музыкальному Городу" и лично AieKcaudpy Рыжову

Концертно-гастрольное агентство "Музыкальный город", рубрика "Живые тексты" - http://www.muzgorod.ru/concerts.php?info=livetxt

   
Автор фото - Владимир Линин

   
Автор фото - Юлия Демкина
Множество фотографий с пресс-конференции
на сайте "Музыкальный город", в рубрике "Фотогалерея"
 

Борис Гребенщиков может ослепнуть!


Тур в честь своего 35-летия группа "Аквариум" начала с Красноярска. Выступление Гребенщикова и компании получилось таким зажигательным, что зрители минут 15 вызывали музыкантов на бис, визжа и топая ногами. БГ вышел и спел еще три песни.

После 2 часового концерта Гребенщиков встретился с журналистами. Выглядел рокер уставшим и после фразы организаторов "Можно задавать вопросы" улыбнулся и добавил: "А можно и не задавать…". Впрочем, сказал, что настроение у него отличное и созерцательное.


"Аквариум" был создан в 17 веке?

Перед конференцией БГ попросил себе пепельницу и, не переставая, курил тонкие легкие сигареты "Vogue". Журналисты заметили это и спросили, почему артист стал трепетно относиться к своему здоровью.

- Да, перешел на легкие сигареты. В моей жизни так много вещей, от которых мне пришлось отказаться…

К слову о здоровье: особенностью этих гастролей стал запрет на работу фотографов со вспышками. Недавно Гребенщикову сделали операцию на глаза, и врачи рекомендовали музыканту избегать яркого света. Почти весь концерт БГ провел в темных очках.

На большинство вопросов прессы Гребенщиков отшучивался. К примеру, когда его спросили о юбилее группы, то он сказал, что "Аквариум" создан в 17 веке, в 1657 году.

А на замечание, что в фойе театра продают пиратские диски "Аквариума", музыкант ничуть не смутился и сказал следующее:

- Я отношусь к этому просто. Когда люди в России будут получать столько денег, чтобы покупать нормальные пластинки, тогда я буду за нормальные пластинки. А пока "пираты" делают важное дело.

- Поэтому на сцене и висел пиратский флаг?

- А мы и есть пираты!

- Но эта атрибутика: череп и кости на флаге…

- На самом деле, эта атрибутика, если вы внимательно посмотрите, есть в каждой церкви. Это адамова голова, которая лежит под распятием. Так что можно считать, что у нас очень христианский символ.

- Как вам фильм "Остров" с Петром Мамоновым?

- Это единственный русский фильм за последние лет 30, за который мне не стыдно.

БГ отдал предпочтение математике, а не армии

- А вы часто себе что-то обещаете, а потом не делаете?

- Я никогда никому ничего не обещаю. Поэтому и жив.

- А от чего у вас бывают мурашки?

- От очень хорошей музыки и очень хорошей поэзии, - рассмеялся Гребенщиков.

- В концерте было много лирических песен. Какие вам нужны условия, чтобы написать лирическую композицию? И кому посвящаются ваши песни?

- Все творчество посвящается кому-то конкретному. Но пока никому из поэтов не удалось назвать его по имени. А какие условия, я не знаю. Это не от меня зависит.

- А вы получали от поклонниц анонимные записки с признаниями в любви?

- Естественно! Но вообще об этом не рассказывают, - рассмеялся музыкант.

- На днях стало известно, что появится радиостанция "Алла Пугачева". На ней день и ночь будут крутиться песни только Пугачевой. Как бы вы отнеслись к идее радиостанции "Борис Гребенщиков"?

- Я считаю, что это бессмысленная трата эфира. Надо играть разную музыку. Как сказал кто-то из древних, если бы все играли только одну ноту, то не было бы никакой гармонии.

- А как в вас уживаются физик и лирик? Ведь у вас математическое образование?

- А один в правой стороне, а другой в левой!

- А зачем вы на математику в свое время поступили?

- У меня был выбор - в армию или на математику. Я выбрал математику.

- Скоро день Валентина. Вы жене валентинку отправите?

- Она ко мне уже приехала. Так что мы проведем этот день вместе.

(Журналистам свою супругу Ирину БГ так и не показал.)

- Скажите, а у русского рока есть будущее?

- Судя по тому, что прошлого нет, то и будущего тоже.

Фото Жанны Ершовой
Илья СУРАЕВ
"Комсомольская Правда. Красноярск", 14 февраля 2007


БГ поддался на провокацию единожды

Еще в детстве вместе с песнями Высоцкого отец часто крутил на магнитофоне затертые бобины с записями какой-то неизвестной группы. Сквозь шум и треск бог весть какой по счету копии незнакомый голос пел, что «рок-н-ролл мертв, а я еще нет». Лишь спустя несколько лет, после перестройки, я узнала, что это Борис Гребенщиков и «Аквариум».

В Красноярске на прошлой неделе прошел юбилейный концерт группы, организованный агентством «Музыкальный город». Впрочем, юбилейным выступление БГ со товарищи можно назвать поскольку постольку. В этом году «Аквариум» действительно отмечает свое 35-летие. Но никакой помпезности – группа, как и прежде, стабильно работает. Недавно вышел новый альбом – «Беспечный русский бродяга». Сегодня в Москве появится в продаже невыпущенный альбом 1989 года «Феодализм» – спустя 18 лет у БГ наконец-то дошли руки его издать. Кстати, как говорят музыканты, наверное, именно благодаря работе над этим альбомом в концертах тура сейчас всплывают песни былых времен, на долгое время забытые. Некоторые из них можно было услышать и в Красноярске. Саму программу, прозвучавшую здесь, «Аквариум» играл впервые.
…Свое выступление музыканты начали с песен из недавних альбомов «Сестра Хаос» и «ZOOM ZOOM ZOOM». Последний, как ни странно, поклонники группы не оценили – реакция на него была довольно кислая. Хотя, как справедливо заметил один мой коллега, «ZOOM ZOOM ZOOM» – самый веселый и самый цельный диск «Аквариума» последних лет. Как, усмехнувшись, прокомментировал это БГ, «далека эта музыка от нашего народа – не хотят они веселья». Однако же на концертах в Красноярске ее неизменно принимают с удовольствием. Равно как и песни с «Беспечного русского бродяги» – энная часть из них на питейную тему. И, чувствуется, вопросами на данный счет Гребенщикова уже достали: «Стандартный на это ответ. Вы читали Омара Хайяма? А ведь он был суфий, он не пил». Жаль, что с «Бродяги» на концерте прозвучало немного песен. Но, как заметил БГ, «концерт и без того длинный – что бы вы хотели оттуда выкинуть?» Желающих что-то сокращать не оказалось.

…Синтезатор на сцене был украшен «Веселым Роджером» – флибустьерское настроение витало здесь еще до концерта. А во время выступления не обошлось без выкриков из зала – публика всегда жаждет любимых хитов. «Последний поворот» давай!» – кто-то заказал песню из «Навигатора». «Бери!» – невозмутимо бросил БГ. Потом смилостивился и сыграл желанную песню. Но в дальнейшем на провокации не поддавался.
Каков вопрос – таков ответ
Гребенщиков за словом в карман вообще не лезет. И не отказывает себе в удовольствии постебаться над недалекими интервьюерами. Что особенно проявилось на пресс-конференции после концерта.
– Как настроение?
– Отличное! Созерцательное.
– Как в вас уживаются физик и лирик?
– Один в правой стороне, другой в левой.
– А зачем вы в свое время пошли на математику?
– У меня был выбор: в армию или на математику. Я выбрал математику, как настоящий физик.
– Что у вас вызывает мурашки?
– Очень хорошая музыка и очень хорошая поэзия.
– Вы часто себе что-то обещаете, а потом не выполняете?
– Я никогда в жизни никому ничего не обещаю. (Улыбается.) Поэтому и жив.
– Как продвигается сотрудничество с господином Сурковым?
– Думаем, оставлять ли название Россия или нет. (Смеется.) Скорее всего, оставим. Не обошли журналисты вниманием и выступавшую незадолго до «Аквариума» Жанну Бичевскую (видимо, память об общении с ней неизгладима!). На вопрос об отношении к Бичевской, БГ был убийственно корректен: «Я лет сто тому назад слушал ее. Недавно мы с ней как-то пересеклись у Диброва. Отношусь к ней с огромным почтением. Мало знаю, что она делает сейчас. Но она была очень большая фигура – в свое время. Что, поет песни иеромонаха Романа? Ну, Роман гений. У него такие песни есть – не хуже «Pink Floyd»!»
Напоследок Борис Гребенщиков поделился, почему он не отказывается давать интервью. Хотя для него интервью с другими музыкантами никогда ничего не добавляли ни к текстам, ни к музыке. Но… «Я отвечать вынужден. Думаю: вдруг скажу что-то такое, что кому-то пригодится?..»

Без тени иронии
БГ неизменно ироничен в общении с журналистами. Но в некоторых его ответах нет ни тени иронии.

О контрафактных дисках…
Я отношусь к ним просто: когда люди в России будут получать столько денег, чтобы покупать нормальные пластинки, тогда я буду поддерживать эти самые пластинки. Пока они получают в десять раз меньше, «пираты» делают важное дело – популяризируют музыку, делают ее доступной для населения.

О музыкальных открытиях последнего времени…
Ирландская группа «Lunasa» – очень приличная. Открыл ее для себя буквально неделю назад и с удовольствием слушаю. Иногда включаю какие-то старые записи. Например, недавно прослушал из любопытства два альбома Джорджа Харрисона, которые не слышал лет 10–15. Просто изучал, как он записывался. Очень достойно.

О фильме «Остров» Павла Лунгина…
Единственный русский фильм за последние тридцать лет, за который не стыдно. Он привел меня в восторг – два раза подряд смотрел и буду смотреть еще. Это гениально.

О потребности населения в культуре…
Я согласен, что тем, у кого сегодня в России есть власть и деньги, культура нужна даже меньше, чем некогда коммунистам. Но, по большому-то счету, дело не в них, а в самом народе. Частью которого мы с вами, кстати, являемся. Статистика показывает – обычно лишь трем процентам что-то нужно, а 97 – не нужно ничего. В 60-е годы в Америке – значительно более продажной тогда, чем Россия сейчас, – продавалась музыка, которую никак нельзя назвать коммерческой. Например, одна из пластинок «Pink Floyd» (с коровой) была в чарте на первых местах – трудно представить, что это продавалось! Просто дело всегда в народных массах – куда их клонит ветер. Сейчас их клонит в сторону музыкальных обоев. Но и для нас осталась ниша, пусть даже не в столь больших объемах. И для «Radiohead», и для «Текилаjazz». На это повлиять нельзя.

Автор Елена Коновалова
Фото Андрей Петрова

"Вечерний Красноярск" №7 (101) среда, 21 февраля 2007 г. http://www.vecherka.ru/artparad/3434

Дополнительные ссылки:
Событие: 2007 12 февраля 19:00. Концерт в Театре оперы и балета. г.Красноярск


Список исполнений:

No documents found



Created 2007-07-28 20:38:55; Updated 2009-09-04 01:48:57 by Vyacheslav Sinitsyn
UNID: 0F5E7154796728CCC32573260060F2BC

Комментарии постмодерируются. Для получения извещений о всех новых комментариях справочника подписывайтесь на RSS-канал





У Вас есть что сообщить составителям справочника об этом событии? Напишите нам
Хотите узнать больше об авторах материалов? Загляните в раздел благодарностей





oткрыть этот документ в Lotus Notes